Архив
Архив
Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию
Выпуски 2020 года №1 (38) №2 (38) №3 (38) №4 (38)
Скачать все
Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST
Екатерина Гришаева, Валерия Шумкова
Аннотация

В настоящей статье разбираются три основных подхода к исследованию религии и медиа: теория медиатизации, теория медиации и религиозно-социальное формирование технологий (RSST). Цель обзора — сравнить эти стратегии исследования религии и медиа, учитывая связь между генезисом каждого подхода, его концептуальным аппаратом, и способами, и границами его применения. Во-первых, мы рассматриваем, как в каждом из подходов концептуализируется отношение религии и медиа. Так, теория медиатизации выводит на первый план изменения религии под влиянием медиа, теория медиации изучает медиа как часть религиозных практик, а RSST делает акцент на формировании медиатехнологий религиозным сообществом. Во-вторых, авторы указывают, что описанные подходы основываются на различных трактовках религии, которые определяют уровень, на котором рассматривается отношение религии и медиа. Концептуальный аппарат «институциональной традиции» (в рамках теории медиатизации) и RSST лучше приспособлен для исследования институциональных форм религии, другие подходы открыты для изучения как институциональной, так и индивидуально «проживаемой религии». Авторы приходят к выводу, что теоретизация отношения религии и медиа и то, на каком уровне это взаимодействие рассматривается, задают ракурс исследования и способы применения подхода.

Ключевые слова
религия и медиа, медиатизация, медиация, религиозно-социальное формирование технологии, теории среднего уровня.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Екатерина Гришаева, Валерия Шумкова


Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве
Стиг Хьярвард
Аннотация

Данный текст — перевод главы Стига Хьярварда из сборника «Медиатизация и религия: скандинавская перспектива». В ней Хьярвард предлагает типологию трех форм медиатизированной религии: 1) «религиозные медиа», 2) «журналистика о религии» и 3) «банальная религия». Если первый тип частично соответствует институциональной религии и может служить трансляции религиозных нарративов в публичное пространство, то в основе двух других форм лежат различные медийные понимания религии. По мнению Хьярварда, в результате медиатизации «религиозные медиа» играют лишь второстепенную роль в конструировании публичного образа религии. В свою очередь, «журналистика о религии» и «банальная религия» могут как провоцировать критику в адрес религиозных институтов, так и укреплять формы индивидуальной религии и религиозный бриколаж.

Ключевые слова
медиатизация религии, секуляризация, религиозные медиа, журналистика о религии, банальная религия.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Стиг Хьярвард


Медиатизация религии: критическая оценка
Мия Лёвхейм
Аннотация

Большинство социологов религии до сих пор редко рассматривали медиа как пространство формирования религии в современном обществе. В данной статье обсуждается целесообразность использования тезиса о медиатизации религии, предложенного Стигом Хьярвардом, для изучения религиозных изменений в современном западном обществе. Эта концепция вносит вклад в социологию религии, фиксируя связь между свойствами современных массмедиа и секуляризацией. Однако на данный момент ее валидность ограничена узким пониманием того, что такое религия и как она соотносится с модернизацией. В статье предлагаются две отправные точки для развития теории, что позволило бы лучше схватить то, что имеется в виду, когда речь идет о медиатизации религии: во-первых, это понимание религии, которое в большей степени отражает сложность ее современного состояния, и, во-вторых, понимание медиатизации, которое признает агентность религиозных акторов как способных участвовать в формировании медиапространства, а также современного общества.

Ключевые слова
медиатизация, секуляризация, модернизация, медиация.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Мия Лёвхейм


Исследование коммуникативных фигураций медиатизированных миров в условиях «тотальной медиации»
Андреас Хепп
Аннотация

В ситуации, когда различные медиа в своей совокупности определяют, как мы формулируем наши представления о социальных мирах, нам нужен подход к исследованию медиатизации, который учитывает эту транс-медиальность. Разработка такого подхода в статье начинается с обсуждения «институциональной» и «социально-конструктивисткой» традиций в исследовании медиатизации. Обе традиции сходятся в понимании медиатизации как концепции, которая схватывает взаимосвязь между изменениями в сфере медиа и коммуникации, с одной стороны, и изменениями культуры и общества, с другой стороны. Принимая это за основу, автор интерпретирует роль конкретных медиа как «формирующих сил» (moulding forces), то есть как институционализацию и рефикацию коммуникации. Такое концептуальное осмысление дает возможность рассмотреть процесс медиатизации как изменение в трансмедиальных коммуникативных фигурациях, с помощью которых мы конструируем наши медиатизированные миры. Исходя из этого теоретического основания, автор рассматривает два взаимосвязанных способа операционализации, т. е. диахронное и синхронное исследование медиатизации.

Ключевые слова
теория коммуникации, фигурация, жизненный мир, изменение медиа и коммуникации, медиатизация.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Андреас Хепп


К вопросу о религиозно-социальном формировании технологии
Хейди Кэмпбелл
Аннотация

Настоящий текст — это глава из книги «Когда религия встречается с новыми медиа». Ключевой целью книги является разработка систематического подхода к исследованию того, как религиозные сообщества взаимодействуют с новыми медиатехнологиями. Эта глава посвящена обсуждению методологического подхода, используемого в книге — подхода религиозно- социального формирования технологий. В ней доказывается, что предшествующие исследования отношения религиозных сообществ с новыми формами медиа часто исходили из понимания последних как «проводника», то есть нейтрального инструмента, или «режима знания», то есть носителя мировоззрения, несовместимого с моральной и духовной жизнью сообщества. Эти подходы часто упускали из виду роль сообществ религиозных пользователей как активных участников процесса согласования и формирования технологий в соответствии с религиозными ценностями и целями. Предлагается альтернативный подход, включающий четыре области для исследования и проблематизации, чтобы более полно понять отношение религиозных сообществ к новым формам медиа.

Ключевые слова
религиозно-социальное формирование технологий, социальное формирование технологий, религиозные сообщества, новые медиа, согласование технологий, моральная экономика.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Хейди Кэмпбелл


Медиация религиозных смыслов и новая религиозная чувствительность
Стюарт Гувер
Аннотация

В предлагаемом тексте представлены теоретические предпосылки изучения восприятия медиаконтента религиозной аудиторией. Во-первых, автор рассматривает, как менялись исследования в области медиа и массовых коммуникаций вместе с развитием медиасферы как технологического и социального феномена; в частности, он уделяет внимание религиозным каналам и сервисам, направленным на удовлетворение религиозных и духовных потребностей и целей. Во-вторых, автор рассматривает изменение характера современной религии, в частности, он выделяет категорию «духовного поиска» как ключевое измерение современного религиозного ландшафта. Далее он переходит к анализу того, как различные религиозные типы проявляют себя по отношению к религиозной истории, практике, в ориентации на религиозные традиции и авторитет, а также по отношению к религии/духовности в медиакультуре. Автор утверждает, что развивающийся религиозный/символический рынок можно считать тем пространством, где новый, более специализированный символический и практический материал медиа обретает заинтересованную аудиторию.

Ключевые слова
медиа как символический инструментарий, религиозные искания, восприятие медиа, медиация религии.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Стюарт Гувер


Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях
Наталья Душакова
Аннотация

Статья посвящена тому, каким образом старообрядцы обеспечивают присутствие своей религии в социальных медиа. Автор анализирует онлайн- и офлайн-практики как дополняющие друг друга, анализируя страницы тех старообрядческих общин и поселений, в которых до этого проводились полевые антропологические исследования (регион Северо-Западного Причерноморья). Опираясь на теоретические разработки Хейди Кэмпбелл и используя в качестве источников материалы онлайн-наблюдений и полевых исследований, автор рассматривает два способа представления старообрядчества в социальных медиа: 1) цифровой нарратив от имени религиозной общины, который поощряется институционально и является санкционированным способом сделать религию более заметной в публичном пространстве; 2) цифровой нарратив о повседневности населенного пункта со старообрядческим населением, представляющий проживаемую религию (lived religion). Несмотря на все различия как в целях, так и в способах подачи информации, в обоих случаях осуществляется конструирование религиозного присутствия в онлайн-пространстве не только непосредственно для своей группы, но и для внешнего окружения.

Ключевые слова
медиатизация религии, социальные медиа, религия в публичном пространстве, цифровой нарратив религиозной общины, проживаемая религия, старообрядцы.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Наталья Душакова


Медиатизация пастырства в Русской православной церкви: предпосылки формирования сайтов с вопросами священнику
Ольга Богданова
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу предпосылок феномена медиатизации пастырства в Русской Православной Церкви на примере сайтов с вопросами священнику. Медиатизация пастырства исследуется в русле социально-конструктивистской традиции теории медиатизации. Пастырская деятельность онлайн рассматривается как одна из составляющих медиатизированного мира прихода. Медиатизированная коммуникация со священником фомируется на пересечении запроса аудитории, ответа священников на этот запрос и собственного запроса священника. Причины, по которым аудитория и священ- ники выбирают коммуникацию онлайн, исследуются на основе опроса читателей сайта foma.ru и священников, которые отвечают на вопросы в разных проектах. На основании их анализа делается вывод о том, что медиатизация пастырства возникает из соединения двух типов мотиваций — продолжения приходской коммуникации в том виде, в котором она удовлетворяет акторов, и преодоление кризисных моментов, которые и аудиторию, и священство не удовлетворяют. Это дает основание говорить о том, что в жизни Русской Православной Церкви наблюдается кризис церковной коммуникации, а ее акторы относятся к нему не пассивно, но ищут возможности его преодолеть. Использование медиа — один из вариантов преодоления данного кризиса.

Ключевые слова
медиатизация, медиатизация религии, медиатизация пастырства, медиатизированный мир прихода, Православная Церковь.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Ольга Богданова


Holy Selfie в католицизме и православии: сравнительный анализ нового визуального канона
Софья Тихонова, Елена Медведева
Аннотация

На основе анализа визуального контента, доступного в социальной сети Instagram, в статье рассматривается феномен holy selfie как способ выражения религиозной идентичности последователей православия и католицизма. Селфи как способ самопрезентации в сети позволяют верующим фиксировать свою причастность к сакральным местам, персонам, событиям и предметам. Несмотря на неодобрение со стороны православных и католических священников, увлечение селфи становится одним из способов консолидации религиозных сообществ вокруг религиозного опыта. На основе концептуального и методологического анализа научных исследований, посвященных селфи и репрезентации религии в медийном пространстве, контент-анализа 200 селфи, представленных в открытом сегменте Instagram, а также изучения мнения католических и православных священников по отношению к селфи были сделаны следующие выводы. Во-первых, коммуникационная функция и функция памяти в holy selfie сливаются. Во-вторых, были выделены два принципиально разных визуальных канона селфи, репрезентирующих православных и католических пользователей. Оба канона, несмотря на стихийность их формирования, подвержены влиянию медийной политики Римско-католической и Русской православной церквей, при этом выполняя свою основную функцию отражения экзистенциальных и коммуникативных потребностей пользователей.

Ключевые слова
религия, селфи, православие, католицизм, коммеморация, медиапамять, каноны.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Софья Тихонова, Елена Медведева


Медиапрактики русскоязычных ортодоксальных евреев: женские группы и раввинские блоги в Facebook и Instagram
Елена Островская
Аннотация

В фокусе статьи медиапрактики русскоязычного ортодоксального еврейства о модели соблюдения в условиях секулярной современности. Используя концепцию коммуникативных фигураций, автор исследует коммуникативные переплетения, благодаря которым конструируется паттерн соблюдения евреев, включенных в жизнь русскоязычных ортодоксальных общин постсоветских стран, а также Израиля, США и Западной Европы. Эмпирическое изучение медиарепертуаров членов постсоветских ортодоксальных общин показало, что платформы Facebook и Instagram используются для участия в коммуникациях закрытых женских групп и раввинских блогов о соблюдении. Коммуникации женских групп ориентированы на тематический фрейм повседневного воспроизведения предписаний скромности, семейной чистоты, еврейского дома и проч. Персональные раввинские блоги о соблюдении вводят в репертуар коммуникаций практики «цифрового иудаизма» — уроки Торы, ежедневный лист Талмуда, «вопросы и ответы» и проч. Анализ медиапрактик женских групп и раввинских блогов выявил коммуникативные связи между ними: тематические пересечения, циркуляцию цифровых историй и взаимные гиперссылки. Коммуникации женских групп и раввинских блогов увязывают членов русскоязычных общин различных стран в транснациональную констелляцию акторов.

Ключевые слова
ортодоксальное русскоязычное еврейство, коммуникативная фигурация, медиапрактики, закрытые женские группы ортодоксальных евреек, раввинские блоги, Facebook, Instagram.

Раздел: Главная тема

Тема: Религия и новые медиа: основные подходы к исследованию

Страницы: -

Елена Островская


Немти и золото: религиозное насилие и семантика наказания в древнеегипетской сказке
Андрей Мурашко
Аннотация

В статье рассматривается мотив увечий в связи с наказанием в древнеегипетской сказке и его воплощение в рассказе о паромщике Немти. Отдельно приводятся сюжеты потери частей тела и замены/превращения их в золото. С опорой на труды В.Я. Проппа выстраивается модель события, инициирующая развитие действия в сказке и в мифе. Попутно делается указание на философский аспект мотива увечий (на основании трудов М.М. Бахтина, Ж. Батая и Р. Жирара). Утверждая универсальность схемы события-перехода и исследуемого мотива, автор усматривает в версии Древнего Египта дополнительную смысловую нагрузку в свете археологических находок в гробницах Нового Царства.

Ключевые слова
Древний Египет, волшебная сказка, наказание, насилие, обряды перехода, мумификация, золото.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Андрей Мурашко


Этнография и эротика в Русском Туркестане
Даниил Мелентьев
Аннотация

Гендерные исследования — актуальная область исторической науки, однако соответствующих работ применительно к мусульманским окраинам Российской империи еще недостаточно. Настоящая статья посвящена репрезентациям мусульманок в дореволюционном Туркестане. Анализируются практики этнографического описания, игравшие для Российской империи определяющее значение, наделяющие власть знаниями о народах и территориях. Отдельно рассматриваются и сравниваются государственный фотопроект «Туркестанский альбом» и независимое сочинение путешественника Г. Краффта «Через Русский Туркестан», снабженное иллюстрациями мусульманок. Поднимается проблема социальной идентификации мусульманок внешними наблюдателями. Анализируются оценки европейцами морали и нравственности мусульманок, а также влияние пристрастия мужчин к женоподобным юношам (бачам) на сегрегацию женщин.

Ключевые слова
гендерные исследования, культурная история, востоковедение, мусульманки, проституция, бачи, Туркестан.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Даниил Мелентьев


«Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года
Игорь Кузинер
Аннотация

Данная работа ставит целью исследование той практически уникальной религиозной ситуации, которая сложилась после издания Указа «Об укреплении основ веротерпимости» в 1905 году, когда в одном географическом пространстве Российской империи оказались единовременно легально представлены две полноценные независимые православные структуры. В частности, ниже рассматриваются материалы, касающиеся перехода прихожан господствующей синодальной церкви, а также аффилиатов некоторых беспоповских толков, в старообрядческое поповское Белокриницкое согласие. Мультиправославная ситуация, возникшая после утверждения начал веротерпимости, пожалуй, впервые в российской истории создала возможность законодательно регулируемой (хотя и достаточно забюрократизированной) смены канонической аффилиации, позволяющей реаффилиату по-прежнему идентифицировать себя как православного христианина. Источниками исследования стали прошения о присоединении к Белокриницкому согласию, ответы на эти прошения и сопутствующие письменные документы, позволяющие представить, по каким законам функционировало подобное плюралистичное пространство, какие факторы заставляли группы и отдельных людей менять аффилиацию и какие канонические коллизии и противоречия возникали на границах православных традиций внутри этого пространства. Обращающиеся имели различное социальное и географическое происхождение, разнообразные религиозные биографии, однако для каждого из них появление легальных оснований для смены религиозной принадлежности стало важным фактором смены аффилиации. Основная гипотеза данной работы состоит в том, что подобная мультиправославная ситуация обеспечивала расширение субъектности религиозного индивида или группы, которые не будучи отягощены законодательными запретами, могли ситуативно, по тем или иным причинам, поменять каноническую аффилиацию.

Ключевые слова
старообрядчество, Белокриницкое согласие, веротерпимость, религиозное обращение.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Игорь Кузинер


Вера Льва Толстого: тождество состояния и содержания
Елена Степанова
Аннотация

В статье рассматривается вера Толстого в единстве двух сторон: как состояния ее носителя и как ее содержания и вытекающих из него жизненных принципов. Показано, что Толстой одновременно и в одном и том же отношении был как носителем веры, так и ее исследователем, следовательно, ее адекватная интерпретация возможна только в том случае, если она учитывает принципы, установленные им для самого себя, а не исходит из какого бы то ни было внешнего понимания веры. Рассмотрен, во-первых, процесс артикуляции веры Толстым в многочисленных публицистических произведениях, письмах, дневниках и т. д. на протяжении тридцати лет жизни, во-вторых, проанализированы особенности ее трансляции и возникающие в связи с этим проблемы. Показано тождество состояния и содержания веры Толстого и ее сугубо индивидуальный характер. Сделан вывод о значении толстовского понимания веры для нас сегодня.

Ключевые слова
Лев Толстой, вера, христианство, ненасилие, толерантность, индивидуализм..

Раздел: VARIA

Страницы: -

Елена Степанова


Православие в интернете и интернет в православии. Рецензия на: Suslov, M. (ed.) (2016) Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0. Stuttgart: Ibidem Verlag. — 350 p.
Светлана Белоруссова
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Светлана Белоруссова


Все еще ориентализм: как Запад видит ислам в интернете? Рецензия на: Bunt, G.R. (2018) Hashtag Islam. How Cyber-Islamic Environments Are Transforming Religious Authority. Chapel Hill: University of North Carolina Press.
Софья Рагозина
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Софья Рагозина


Cheruvallil-Contractor, S. and Shakkour, S. (eds.) (2015) Digital Methodologies in the Sociology of Religion. London: Bloomsbury Academic. — 256 p.
Валерия Шумкова
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Валерия Шумкова


McGuinness, M. and Fisher, J.T. (eds) (2019) Roman Catholicism in the United States: A Thematic History. New York: Fordham University Press. — 335 p.
Илья Соков
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Илья Соков


Josephson-Storm, J. (2017) The Myth of Disenchantment: Magic, Modernity and the Birth of Human Sciences. Chicago: Chicago University Press. — 400 p.
Владислав Раздъяконов
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Владислав Раздъяконов