Архив
Архив
Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.
Выпуски 2018 года №1 (36) №2 (36) №3 (36) №4 (36)
Скачать все
Введение в главную тему номера
Марианна Шахнович
Аннотация

-

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Марианна Шахнович


Православные священники — исследователи религии народов России (XIX — начало XX в.)
Татьяна Чумакова
Аннотация

Статья посвящена анализу работ православных священнослужителей (мисионеров, приходских священников, преподавателей учебных заведений), посвященных исследованию религиозных представлений народов Российской империи. Все эти сочинения, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах, можно условно разделить на пять основных групп: работы по истории авраамических религий; работы, посвященные мировым и национальным религиям; работы, посвященные религиозному разномыслию (христианскому сектантству и иудаизантам); труды, раскрывающие особенности традиционных верований коренного населения Поволжья, Урала, Сибири и Кавказа; работы по народной религиозности. Статья в основном фокусируется на последних двух группах исследований, а также отчасти затрагивает проблему религиозного разномыслия, которая актуализировалась в конце столетия, чему в ряде регионов (Алтай, Поволжье) способствовали процессы этнокультурной самоидентификации, приведшие к образованию новых синкретических религиозных движений (кугу-сорта, бурханизм). Рассматриваемые исследования очень неоднородны в плане отношения исследователя (священника) к объекту исследования. Но в целом, несмотря на то, что перед священнослужителями ставились прежде всего прикладные задачи христианизации и катехизации населения, некоторые из них стремились не только к тщательному исследованию религиозных представлений своей паствы, но и к изучению народных религиозных обычаев и практик, благодаря чему смогли внести значительный вклад в отечественную науку.

Ключевые слова
православное священство, Православная Церковь, религиоведение, миссионеры, Российская империя, интеллектуальная история.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Татьяна Чумакова


Чиновники Департамента духовных дел иностранных исповеданий — исследователи религии
Екатерина Терюкова
Аннотация

В статье на основе ранее не опубликованных документальных материалов из Российского государственного исторического архива, касающихся службы в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий чиновников особых поручений В.В. Вашкевича (1865–1902) и С.Д. Бондаря (1902–1917), показано, что обязанности чиновников данного департамента носили разнообразный характер и сводились не только к контролю за религиозной жизнью страны и ее правовому регулированию. В стенах Департамента как на основе регулярных донесений и ответов на запросы чинов- ников в различные ведомства и губернии Российской империи, так и как следствие высокой командировочной активности его сотрудников, накапливалась обширная информация, позволявшая его служащим проводить работу по анализу данных о текущем состоянии представленных в России неправославных церквей, религиозных организаций и миноритарных религиозных групп, делать выводы об особенностях российского вероисповедного законодательства, выявлять возникающие на практике трудности в области его правоприменения, а также проводить исследования. Результаты этих исследований находили отражение в многочисленных научных публикациях, тематика которых охватывала широкий спектр вопросов, связанных с историей, социологией и антропологией религии.

Ключевые слова
религиоведение, Департамент духовных дел иностранных исповеданий, В.В. Вашкевич, С.Д. Бондарь.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Екатерина Терюкова


Религия древней Месопотамии в работах петербургских востоковедов и фольклористов конца XIX — начала XX века
Владимир Емельянов
Аннотация

В статье дается обзор публикаций петербургских востоковедов и фольклористов о различных аспектах месопотамской религии. В каждом случае определяется место работы в современной науке. В результате исследования удалось выделить несколько стадий и методов в изучении религии древней Месопотамии: 1) исследование религии вавилонян по сирийским и арабским источникам как частный метод библейской критики; 2) рассмотрение религии шумеров, вавилонян и ассирийцев при изучении социальной истории и истории литературы древнего Востока; 3) привлечение месопотамских примеров для социологических теорий Н.Я. Марра; 4) изучение месопотамских религиозных текстов методами фольклористики (историко-генетический и сравнительно-типологический анализ текстов).

Ключевые слова
Санкт-Петербург, ассириология, фольклористика, религия древней Месопотамии.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Владимир Емельянов


Становление российского исламоведения: между конфессионализмом и научной объективностью (вторая половина XIX — начало XX в.)
Анна Маточкина, Михаил Стецкевич
Аннотация

Статья посвящена анализу процесса становления российского исламоведения во второй половине XIX — начале XX в. В середине XIX в., после открытия в Санкт-Петербургском университете Факультета восточных языков (1855), а в Казанской духовной академии — противомусульманского отделения (1854), началось оформление двух школ, именуемых обычно академической и казанской миссионерской. Ключевыми фигурами академической школы, большинство наиболее видных представителей которой было связано с Санкт-Петербургским университетом, стали А.К. Казем-бек, В.Р. Розен, В.В. Бартольд, А.Э. Шмидт, И.Ю. Крачковский. Открытый конфессионализм им был чужд. В своих трудах они стремились к объективному рассмотрению ислама как целостной системы, определившей своеобразие мусульманской культуры, в то же время оставаясь в рамках русской (европейской) культурной традиции с признанием превосходства христианства над исламом (В.Р. Розен и особенно московский исламовед А.Е. Крымский). Позиции казанской миссионерской школы, в отличие от академического исламоведения, определял конфессиональный подход, а в опубликованных трудах велась активная полемика с исламом. Работы некоторых представителей этой школы, в частности, М.А. Машанова, Н.П. Остроумова, П.К. Жузе, отличались постепенным отказом от противомусульманской полемики и попытками достичь объективного взгляда на ислам.

Ключевые слова
исламоведение, казанская миссионерская школа, академическая школа, конфессионализм, научная объективность.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Анна Маточкина, Михаил Стецкевич


Д.А. Хвольсон как судебный эксперт и ученик Авраама Гейгера: три сюжета из научной биографии
Дмитрий Браткин
Аннотация

В статье, построенной на использовании архивных материалов ПФА РАН, РГИА, ОР РНБ, рассматривается вопрос том, какие формы и методы поддержки еврейского меньшинства можно выделить в работе Д.А. Хвольсона (1819–1911). Даже неспециалисту известны усилия Д.А. Хвольсона по борьбе с кровавым наветом, относящиеся к 1861–1911 гг. Помимо них следует указать на попытку Д.А. Хвольсона организовать доцентуру по еврейским предметам (1896–1897), документы о которой сохранились в архивном фонде Хвольсона в ПФА РАН. Эта несостоявшаяся доцентура была отдаленным предшественником «Высших курсов востоковедения», которые будут позднее открыты в Петербурге учеником и почитателем Д.А. Хвольсона бароном Д.Г. Гинцбургом. В особенности же важной следует счесть работу Д.А. Хвольсона в русле Wissenschaft des Judentums. Продолжая линию своего наставника Абрахама Гейгера (1810–1874), направленную на деколонизацию изучения иудаизма и на преодоление конфессионально-христианской искажающей линзы в изучении иудаизма, активно отстаивая необходимость использовать иудейские источники для интерпретации Нового Завета и раннего христианства, Д.А. Хвольсон предвосхищал то развитие науки, которое во второй половине ХХ века станет мейнстримным.

Ключевые слова
Д.А. Хвольсон, меньшинства, иудаизм, раннее христианство, фарисеи, история науки, иудаика, Wissenschaft des Judentums.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Дмитрий Браткин


Первые российские исследовательницы религии и их научное наследие
Вероника Хорина
Аннотация

Статья посвящена исследованию научной и общественной деятельности трех российских ученых — Н.В. Брюлловой-Шаскольской, С.А. Ратнер-Штернберг и В.Н. Харузиной — в контексте истории отечественного религиоведения середины XIX — начала XX в. Их научные труды в области этнографии и истории стали одними из первых отечественных исследований, созданных в рамках новой науки о религии. Н.В. Брюллова-Шаскольская была среди первых, кто применил методы сравнительного антропологического исследования при изучении религии Древнего Рима. С.А. Ратнер-Штернберг собрала и систематизировала материалы по верованиям североамериканских индейцев. В.Н. Харузина внесла неоценимый вклад в науку, посвятив свои университетские лекции основным теоретическим вопросам религиоведения. Изучение деятельности первых женщин-ученых на рубеже XIX и XX веков, в один из самых сложных периодов истории России, открывает возможности для рассмотрения целого ряда важных вопросов: о женском образовании, о вхождении женщин в науку и научное сообщество, о взаимоотношении науки и власти. Все это позволяет не только реабилитировать забытые имена талантливых исследовательниц в истории отечественной науки, но и сформировать образ эпохи в контексте интеллектуальной истории страны.

Ключевые слова
этнография, антропология религии, история религий, история религиоведения в России, интеллектуальная история.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Вероника Хорина


Из истории российского религиоведения: у истоков научной психологии религии в России (конец XIX — начало XX в.)
Ольга Михельсон
Аннотация

В статье рассматривается психологическое направление российской науки о религии рубежа XIX–XX вв. В психологических подходах к изучению религиозного в России этого периода можно выделить два основных направления: философско-психологическое (Н.Я. Грот, Г.И. Челпанов, Л.М. Лопатин и др.) и естественно-научное (В.М. Бехтерев, А.А. Токарский, В.Ф. Чиж, А.Ф. Лазурский, А.И. Яроцкий и др.). Исследователи первого направления занимались общими теоретическими вопросами психологии религии, находясь под значительным влиянием работ В. Вундта и У. Джеймса; в рамках направления велись дебаты о психологической интерпретации понятия души, критиковались позиции физиологического монизма и параллелизма, формировалась доказательная база спиритуалистической гипотезы понятия души. Исследователи второго направления основывались в том числе на методологии, предложенной в экспериментальной психологии, и фокусировали свое внимание не столько на общих вопросах, сколько на более конкретных явлениях; при этом влияние Вундта, Джеймса и др. западных исследователей на их работы также велико. Область религиозного относилась в России к сложным для исследования темам, и научная психология больше интересовалась другими направлениями психологии, нежели религией. При этом русская естественно-научная психология этого периода достигла значительных успехов и признания в мировой науке. Общий высокий уровень психологических исследований в России обусловил и высокий уровень дореволюционной отечественной психологии религии, что выразилось, среди прочего, в том, что российская наука о религии в ее психологическом направлении по ряду вопросов опередила свое время.

Ключевые слова
дореволюционная психология религии, душа, религиозное чувство, религиозная вера, научная психология религии в России.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Ольга Михельсон


Изучение религии в России в конце XIX — первой четверти ХХ века: от феноменологического описания к критическому исследованию
Марианна Шахнович
Аннотация

Статья посвящена выявлению основных тенденций в развитии науки о религии в России в конце XIX — первой четверти ХХ века. Одной из причин сравнительно позднего оформления науки о религии в России было отсутствие теологических факультетов в университетах и сосредоточение изучения религии исключительно в пределах духовных школ. К концу 1916 г. в России сложилось достаточно благоприятная ситуация для дальнейшего развития науки о религии, начали складываться собственные российские научные школы в рамках востоковедения, антиковедения, а также этнографии, которые поддерживали тесные академические контакты с зарубежными учеными. В наиболее сложных условиях находились исследователи истории христианства и библеисты. К началу ХХ века существовало два направления изучения религии — конфессиональное и основанное на методах критического научного анализа. Второе направление развивалось в русле европейской науки: эволюционный антропологический подход становился привычным, постепенно все более привлекательными оказывались социологические теории.

Ключевые слова
антропология, эволюционизм, религиоведение, Российская империя, интеллектуальная история.

Раздел: Главная тема

Тема: Изучение религии в России конца XIX — начала XX в.

Страницы: -

Марианна Шахнович


Дуалистические мифы (с предисловием М. Шахнович)
Владимир Богораз
Аннотация

Этнограф, лингвист и историк религии Владимир Германович Богораз (Тан) (1865–1936) в 1934–1936 гг. написал книгу «Стадии развития шаманства». Книга никогда не была опубликована, ее рукопись хранится в Государственном музее истории религии. Читателю представлен фрагмент из второй части книги, которая называется «Идеология шаманства», посвященный дуалистической мифологии, в основном связанной с космогоническим представлениями у разных народов.

Ключевые слова
космогония, дуалистические мифы, фольклор, В.Г. Богораз.

Раздел: Источники

Страницы: -

Владимир Богораз


Амулеты восточного Кавказа (с предисловием Е. Терюковой)
Евгений Шиллинг
Аннотация

В статье приводится описание этнографических коллекций, собранных Е.М. Шиллингом для Центрального антирелигиозного музея на Кавказе во время экспедиций в период с 1934-го по 1940 г. Она содержит не только подробную классификацию и техническое описание материала, имеющего отношение к традиционным верованиям народов Кавказа, но и ценные антропологические, культурно-исторические и библиографические сведения. Введение их в научный оборот не только позволит дать более точную атрибуцию предметов повседневной культовой практики, хранящихся в музеях России, но и прольет новый свет на особенности традиционной религиозности народов Восточного Кавказа.

Ключевые слова
амулеты Кавказа, этнография, религиоведение, Е.М. Шиллинг.

Раздел: Источники

Страницы: -

Евгений Шиллинг


Армянский протестантизм и религиозный кризис в Шемахе (1840-е–1860-е гг.): к вопросу о российском имперском конфессионализме
Иван Амбарцумов
Аннотация

Статья посвящена начальному периоду истории армянского протестантизма в Российской империи. Охарактеризованы основные принципы российской конфессиональной политики в отношении армянской диаспоры — поддержка Армянской Апостольской церкви и противодействие католической и протестантской пропаганде среди армян. Выявлены истоки армянского протестантского движения — деятельность американских миссионеров в Османской империи и Базельского миссионерского общества в российском Закавказье. Показана история образования протестантской общины в г. Шемахе Бакинской губернии и обстоятельства ее легализации в качестве прихода Евангелическо-Лютеранской церкви. Рассмотрены вопросы о мотивах обращения части шемахинских армян в протестантизм и о возможных связях протестантов Шемахи с зарубежными религиозными организациями. Проанализированы соображения и подходы, которыми руководствовались чиновники МВД и Кавказского наместничества при урегулировании конфликта между армянами-протестантами и духовными властями Армянской Апостольской церкви. Автор приходит к выводу, что религиозный кризис в Шемахе был разрешен властями на основании принципов имперского бюрократического конфессионализма и ограниченной веротерпимости, существовавшей в России до 1905 г.

Ключевые слова
Российская империя, протестантизм, лютеранство, Армянская апостольская церковь, Базельское миссионерское общество, прозелитизм.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Иван Амбарцумов


«Времена, они меняются»: дискуссии уральских старообрядцев о прошлом и будущем в контексте поисков «истинного» священства в конце XIX в.
Юлия Боровик
Аннотация

В статье рассматривается эсхатологическое направление дискуссии о сохранении священства в согласии беглопоповцев (часовенных) Урала и Сибири. В качестве методологической основы использованы подходы урало-сибирской археографической школы, сочетающей изучение истории старообрядческих обществ и деятельности их духовных лидеров с исследованием литературного творчества староверов. Работа включает в себя обзор основных тенденций полемики о судьбах «истинной» иерархии в XVIII–XIX вв. В центре внимания находится оригинальное сочинение неизвестного старообрядческого автора «Разсуждение о временах века сего», которое было создано в последней четверти XIX в. для предотвращения принятия часовенными Белокриницкой иерархии. Сравнение «Разсуждения» с уже известными сочинениями этого периода подобной тематики выявило важные совпадения и существенные отличия — в образной системе аргументации, языке и т. д.

Ключевые слова
урало-сибирское старообрядчество, беглопоповцы, часовенное согласие, конфессиональная полемика, Белокриницкая иерархия, духовная литература, священство, эсхатология.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Юлия Боровик


Микроистория несостоявшегося апокалипсиса: деревня Подавиха и ее обитатели в августе — декабре 1932 года
Александр Казанков
Аннотация

В статье дается феноменологическое истолкование эсхатологического опыта участников движения, охватившего во второй половине 1932 г. Кунгурский и Ординский районы современного Пермского края. Его центром стала небольшая деревня Подавиха. К моменту ликвидации движения органами ОГПУ руководство Кунгурской епархии и приходское духовенство так и не смогло определить свою позицию по отношению к произошедшему. Кем-то было запущено в оборот название «ивановская секта» — по имени духовного лидера протоиерея Ивана Котельникова. Согласно другой точке зрения, участники движения остались в пределах церкви, «разделения нет». На основе источников, хранящихся в Пермском государственном архиве социально-политической истории (ПермГАСПИ), показано, что ядро эсхатологического мироощущения обитателей Подавихи сложилось из двух элементов: опыта победоносной борьбы с «обновленческим расколом» в 1924 г. и травмы, нанесенной процессом коллективизации.

Ключевые слова
Православная Церковь, Пермский край, духовенство, крестьяне, апокалипсис, советская Россия.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Александр Казанков


Парадоксы изучения современного ислама в России
Владимир Бобровников
Аннотация

Статья представляет собой критический комментарий российского исламоведа на недавний тематический выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный междисциплинарному изучению современного ислама в России и за рубежом. Основываясь на богатом опыте архивной и полевой работы среди мусульман на российском Северном Кавказе, автор обсуждает сильные и слабые стороны современной научной литературы о реформаторстве в исламе. Основное внимание обращено на ее нарративы и языки научного описания. Похоже, что ученые преувеличивают значение сопротивления, модернизации и реформирования мусульманских обществ. Тематический репертуар ислама в модерном историческом контексте в действительности намного богаче. Более того, заявленные в номере проблемы обычно продолжают рассматриваться согласно ошибочным эссенциалистским постулатам времен колониализма и «холодной войны». Автор доказывает, что нарратив исламской реформации, предложенный Ириной Стародубровской, не подходит для исследования проблем современных мусульманских обществ в России и за рубежом. Он лишь декларирует междисциплинарный диалог, но не находит поддержки у большинства специалистов, занимающихся мусульманской проблематикой нового и новейшего времени. Вместо конструирования новых метанарративов автор предлагает коллегам искать альтернативные и не столь эссенциалистские теоретические модели, в которых следует обращать больше внимания на самих мусульман как активных игроков в современном глобализированном мире, изучать конкретно их религиозные дискурсы, практики и социальные сети

Ключевые слова
постколониальные исследования, исламоведение, мусульмане, междисциплинарный подход, нарративы, языки описания, модерность, модернизация.

Раздел: Дискуссии

Страницы: -

Владимир Бобровников


О пользе дискуссий. И метанарративов. 10 тезисов
Ирина Стародубровская
Аннотация

Статья является ответом на рецензию В. Бобровникова на выпуск журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный исламской реформации. Дискуссия с рецензентом строится вокруг двух различных сюжетов. Во-первых, это подходы к организации междисциплинарного диалога, его цели, правила и условия успеха. Автор статьи считает, что подобный диалог не должен вести к всеобщему согласию с каким-либо единым концептом, но представляет собой постоянный обмен мнениями, поиск точек соприкосновения при соблюдении этических принципов взаимодействия и уважении оппонентов. Во-вторых, это возможность изучения происходящего в современном исламском мире, используя метанарративы вообще и модернизационную парадигму в частности. В статье объясняется разница между теориями модернизации в широком и узком смысле, проясняется методологическая ценность ранних модернизационных теорий и обосновывается тезис об особой роли постсоветского периода в разрушении традиционной культуры на Северном Кавказе.

Ключевые слова
междисциплинарный диалог, мусульмане, Северный Кавказ, метанарратив, модернизационная парадигма, традиционное общество.

Раздел: Дискуссии

Страницы: -

Ирина Стародубровская


Религия и Русская Революция: явные и неявные взаимосвязи. На полях одной конференции
Александр Агаджанян
Аннотация

Конференция «Религия и русская революция» прошла в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) в течение трех полных дней, 26–28 октября 2017 г. На ней были представлены 52 доклада, с которыми выступили специалисты из 11 стран и многих российских городов. Важнейшие доклады будут опубликованы позднее в специальном номере нашего журнала (на русском) и в сборнике в одном из американских издательств (на английском). Главной задачей конференции было показать не только влияние Революции 1917 г. на старые религиозные институты, не только интеллектуальные и культурные реакции на события, но и попытки создать новые типы «сакрального», которые бы обосновывали меняющийся социальный порядок и ведущее к нему революционное насилие. Сайт конференции: http://conferences.msses.ru/religion

Ключевые слова
религия, Русская революция 1917 г., РАНХиГС.

Раздел: Научная жизнь

Страницы: -

Александр Агаджанян


Merati, Simona E. (2017) Muslims in Putin’s Russia. Discourse on Identity, Politics, and Security. Cham: Palgrave Macmillan, Springer, 2017. — 241 p.
Ренат Беккин
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Ренат Беккин