Архив
Архив
Диалог науки и религии: новые ракурсы
Выпуски 2015 года №1 (33) №2 (33) №3 (33) №4 (33)
Скачать все
От редакции
Аннотация

-

Страницы: -

Институционализация диалогического направления дискурса «наука и религия» в современной России
Владислав Раздъяконов
Аннотация

Основная цель статьи — представление «карты» исследовательских центров, занимающихся развитием диалогического направления дискурса «наука и религия» в современной России. Исследование состоит из трех частей: исторической, затрагивающей проблему отношения науки и религии в дореволюционной и советской России; эмпирической, размечающей карту институтов, занимающихся трансляцией дискурса на современном этапе; аналитической, представляющей рекомендации по его дальнейшему развитию. Основываясь на интервью, взятых у ведущих представителей дискурса, автор приходит к выводу об успешной институционализации диалогического направления, отличающегося публикационной, научной и учебной активностью. Автор предлагает ряд рекомендаций по его развитию: не ограничиваться метафизической стороной вопроса, перенося обсуждения из области эпистемологии в области прагматики, социальных и экономических отношений; уделять больше внимания исследованию генезиса и существования «конфликтной» установки; стремиться к изложению дискурса в исторической перспективе, занимая позицию в равной степени отстраненную от известных теоретических точек зрения на проблему соотношения науки и религии.

Ключевые слова
наука и религия, институционализация, история России, естественнонаучная апологетика.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Владислав Раздъяконов


Наука и религия (возможности новой методологии исследования)
Владимир Катасонов
Аннотация

В статье анализируется взаимоотношение науки и религии как в систематическом порядке, так и в историческом. Как деятельность наука двойственна: желание познать мир и желание властвовать над ним с помощью технологий; религия (имеется в виду христианство) видит в мире прежде всего проявления Божества. Но вера не есть просто созерцание; она есть путь к спасению, к вечной жизни. Как учение наука есть последовательность фальсифицируемых и верифицируемых теорий. В статье подчеркивается, что наука не может существовать без предшествующей метафизической "рамки". Знание о Боге дается в религии как откровение, но, преломленное через призму Писания и Предания, оно неизбежно ставит в богословии вопрос об интерпретации. Истинность в науке есть согласие компетентного научного сообщества; в религии истинность ближайшим образом есть также согласие с догматическими положениями Церкви; однако в собственном смысле истинность здесь онтологична, она есть причастность к истинному бытию, обожение. Институционально и религия, и наука иерархичны, однако Церковь в своем строении выходит за пределы мира: ее главою является Богочеловек Христос. В истории мы наблюдаем постоянное интенсивное взаимовлияние религии и науки — факт, который не могут опровергнуть никакие отрицательные эксцессы. В плане позитивной методологии, помогающей понять связь науки и религии, в статье предлагается лейбницианская методология вскрытия метафизических предпосылок научного знания, в своей полноте образующих горизонт некоторой естественной религии.

Ключевые слова
диалог науки и религии, наука и метафизика, пробле- ма истины в науке и религии, религиозные корни науки, феноменологический анализ науки.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Владимир Катасонов


Философия, религия, наука: модели осмысления
Светлана Коначева
Аннотация

В статье рассматриваются основные модели философского осмысления религии, выделяются конституирующие характеристики религии, которые определяют ее специфику по отношению к иным формам человеческого существования. Автор выделяет несколько способов описания религии: разделение сферы теоретического знания и религиозной веры и отнесение существования Бога к постулатам практического разума в кантовской модели; понимание религии как отношения духа к Абсолютному духу, как самосознания Абсолютного духа в гегелевской модели; акцентирование особого характера религии, основанного на религиозном переживании в феноменологической модели; обращение к религиозному языку и вопрос об эпистемологическом статусе религиозных высказываний в аналитической модели. Автор показывает, что специфика религиозного мышления определена его причастностью вере. Религиозное мышление осуществляется как встреча с тем, что мыслится, что раскрывает себя мысли и тем самым определяет мысль. В статье также исследуется роль метафоры в современной религиозной мысли и показывается, что метафорический язык в современной теологии становится альтернативой понятийному. Автор предлагает новую методологию диалога науки и религии, основанную на понимании их принципиальной инаковости и возможном слиянии горизонтов в прояснении ситуации человека в мире.

Ключевые слова
философия, религия, наука, диалог, метафизика, религиозный опыт, религиозные высказывания.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Светлана Коначева


Наука и христианство: столкновение способов мышления
Григорий Гутнер
Аннотация

Способы мышления науки и христианства рассмотрены в их взаимосвязи. Показано, что существует три аспекта понимания научного мышления: первый базируется на .догматической. традиции Научной революции XVII века; второй рассматривает науку в рамках критической рациональности (К. Поппер, Х. Альберт); третий показывает иррациональную основу науки и ее близость к религии. Описан "этос" научного и христианского сообществ в связи с тремя рассмотренными подходами. Показано, что каждый из трех аспектов влечет столкновение с христианским способом мышления.

Ключевые слова
критическая рациональность, догматическая рациональность, научный этос, христианский этос.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Григорий Гутнер


Этосы религии и формы рациональности
Константин Антонов
Аннотация

В статье рассматриваются отношения религии и науки (понимаемой широко в смысле сферы рациональной деятельности человека) как нередуцируемых базовых аспектов человеческого существования и подсистем культуры, конституируемых различными системами ценностей и норм. Автор указывает на недостаточность теорий, постулирующих их гармоничное сосуществование, полагая необходимым более глубокое исследование причин систематически возникающих между ними конфликтов. Истоки этих конфликтов предлагается искать не в сфере частных или общих когнитивных расхождений, а в фундаментальном различии стоящих за ними духовных установок. С этой целью в статье выделяются два основных типа религиозной жизни, формирующихся под знаком категорий .вера. и .религиозный опыт., каждому из которых соответствует определенный религиозный этос. Наряду с этим выделяются четыре базовые формы рациональности: гипотетико-дедуктивная (естественнонаучная), герменевтическая (гуманитарная), философская и богословская. Последовательное рассмотрение их сочетаний позволяет предложить более подробную систематику отношений религии и науки, выявить как наиболее конфликтогенные, так и наиболее благоприятные возможности — с точки зрения их мирного сосуществования. Автор приходит к выводу о неизбежности возникновения новых конфликтных ситуаций, преодоление которых возможно не на пути снятия частных противоречий, а через общее религиозное обоснование ценности рациональной сферы как таковой. Последнее позволит установить между религией и наукой диалогическое отношение взаимного полемического признания, поднять общественный престиж науки и рационализировать стихию религиозной жизни.

Ключевые слова
религия, вера, религиозный опыт, наука, рациональность, этос, ценность, естествознание, гуманитарное знание, философия, богословие, конфликт.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Константин Антонов


Диалог науки и религии: взгляд с позиций современных теорий демократии
Дмитрий Узланер
Аннотация

В статье рассматривается проблема диалога между религией и наукой в его проекции на общество. Способна ли религия наравне с наукой вносить содержательный вклад в публичные дискуссии? Должно ли научное сообщество уважать этот вклад, и если да, то почему? Рассматриваются два общих соображения в пользу религиозного взгляда: нормативное (связанное с современными теориями демократии) и эпистемологическое. Эпистемологическое соображение, в свою очередь, предлагается в двух версиях: слабое, или "модернистское", представленное Юргеном Хабермасом и подразумевающее необходимость "перевода религиозного вклада"; и сильное, или "постмодернистское", предполагающее эпистемологическое уравнивание религии и науки. Далее автор переходит к рассмотрению конкретно-исторических особенностей русской культуры и истории (например, культурная бинарность), влияющих на общественную проекцию диалога религии и науки в российском контексте.

Ключевые слова
религия и наука, Юрген Хабермас, Чарльз Тейлор, публичная религия, постсекулярное общество, делиберативная демократия.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Дмитрий Узланер


Диалог религии и науки: новые подходы (итоги дискуссии)
Александр Кырлежев, Андрей Шишков, Владимир Шмалий
Аннотация

В статье, написанной кураторами указанного исследовательского проекта, поддержанного Фондом Джона Темплтона, подводятся итоги состоявшейся дискуссии. Авторы делают акцент на том, что традиционный для диалога науки и религии (в рамках христианской культуры) подход — а именно эпистемологический — следует расширить и усложнить, реализуя иные подходы к соотношению науки и религии: историко-культурный, социологический и подход с точки зрения этоса научного и религиозного сообществ. Такое расширение диктуется как актуальными религиозно-общественными процессами, так и спецификой постсоветского транзита. Наука и религия представляют собой не только различные познавательные установки, но и особые социальные институты и культурные традиции. В настоящее время религия и наука встречаются в ситуации кризиса модерной парадигмы функциональной дифференциации социума, предполагающей их взаимную автономию: религия снова приобретает публичную значимость, а наука отчасти утрачивает свою культурную гегемонию. Развитие их диалога предполагает новые перспективы: сопоставление метафизических оснований науки и религии и, соответственно, религиозных и светских мировоззрений; учет макро- и микросоциальных контекстов производства научного и религиозного опыта / знания; встречу и взаимодействие теологии с гуманитарно-общественными дисциплинами. Авторы настаивают на контрпродуктивности радикальных стратегий, а именно: либо утверждения абсолютной автономии как науки, так и религии, либо создания некоего научно-религиозного синтеза, — поскольку эти стратегии исключают саму возможность диалога между наукой и религией как различными познавательными установками и культурными сферами, сохраняющими самостоятельную значимость в общем социокультурном пространстве.

Ключевые слова
диалог науки и религии, научный этос, религиозный этос, видовое многообразие знания, мировоззрение, теология, постсоветский транзит.

Раздел: Главная тема

Тема: Диалог науки и религии: новые ракурсы

Страницы: -

Александр Кырлежев, Андрей Шишков, Владимир Шмалий


Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода
Марианна Шахнович
Аннотация

Статья посвящена анализу труда "„Наука о религии“, „Научный атеизм“, „Религиоведение“: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.." (сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014). Автор критически рассматривает содержание этого сборника с точки зрения основных принципов изучения истории науки. По мнению автора, отсутствие архивных материалов как источниковой базы исследования, а также историографических изысканий, адекватно отражающих историю науки о религии в России в ХХ в., не позволили большинству авторов сборника профессионально ответить на поставленные ими вопросы.

Ключевые слова
наука о религии, научный атеизм, «репрессированная наука», историография изучения религии в СССР.

Раздел: Научная жизнь

Тема: Обсуждение коллективной монографии «„Наука о религии“, „Научный атеизм“, „Религиоведение“: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.»

Страницы: -

Марианна Шахнович


Постсоветский транзит и наука о религии
Александр Кырлежев
Аннотация

В своих размышлениях «на полях» сборника «„Наука о религии“, «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.» (сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014) автор обращает внимание прежде всего на проблему и императив десоветизации отечественного религиоведения, существовавшего в прошлом под грифом «научного атеизма». С его точки зрения, авторы сборника правильно квалифицировали советскую «науку о религии» как конгломерат научных и вненаучных подходов и практик. Советские ученые, как правило, изучали религию, одновременно веря в ее близкую смерть и способствуя ее умиранию. В такой «ментальной ситуации» следование рациональным научным процедурам было если не невозможным, то весьма ограниченным, ибо сама «наука» определялась общей condicio sovetica — как смешением сущего и должного, порождаемым марксистскими идеологическими установками. Постсоветский транзит предполагает освобождение российского религиоведения как комплексной научной дисциплины от любых форм идеологизации, в том числе и новейших, то есть таких, когда место «научного атеизма» начинает занимать конфессиональная ангажированность.

Ключевые слова
постсоветский транзит, советская наука, научный атеизм, научная процедура, научный этос.

Раздел: Научная жизнь

Тема: Обсуждение коллективной монографии «„Наука о религии“, „Научный атеизм“, „Религиоведение“: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.»

Страницы: -

Александр Кырлежев


«Научный атеизм» как повод для дискуссии (реакции авторов монографии на опубликованные выше отзывы)
Константин Антонов, Павел Костылев, Татьяна Фолиева
Аннотация

В своих реакциях на опубликованные в настоящем номере журнала отклики М. М. Шахнович и А. И. Кырлежева на коллективную монографию .„Наука о религии“, .Научный атеизм., .Религиоведение.: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.. (сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014) авторы сборника уточняют ряд ключевых методологических моментов обсуждаемого исследовательского проекта, полемически их заостряя. Они подчеркивают собственно научные цели проекта в противоположность предполагаемым публицистическим намерениям; уточняют, в отношении отечественного религиоведения советского периода, понятие .экстремальной науки. в противоположность "псевдонауке" и "нормальной науке в экстремальных условиях"; акцентируют необходимость поиска адекватной методологии исследования отечественного религиоведения в противоположность требованию полноты источниковой базы и исключительной концентрации на архивных изысканиях. Подчеркивается значение проекта как целостного и содержательного высказывания об истории российского религиоведения; обосновывается необходимость и возможность рассмотрения религиоведения в качестве особой области знания — как основы для написания его связной истории. Намечаются возможные перспективы дальнейших исследований, связанные с расширением источниковой базы и различными вариантами понимания .интеллектуальной истории.. Делается акцент на опасности оценивающей рефлексии, опережающей реконструкцию отечественного религиоведения как предмета исследования, а также на необходимости рассмотрения этого предмета в контексте истории отечественной гуманитарной науки и советского общества в целом.

Ключевые слова
религиоведение, научный атеизм, экстремальная наука, интеллектуальная история, институциализация, периодизация, источниковая база..

Раздел: Научная жизнь

Тема: Обсуждение коллективной монографии «„Наука о религии“, „Научный атеизм“, „Религиоведение“: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.»

Страницы: -

Константин Антонов, Павел Костылев, Татьяна Фолиева


Что такое светскость?
Чарльз Тейлор
Аннотация

Статья посвящена анализу того, чтό такое светскость в контексте современного демократического общества. Утверждается, что светскость должна преследовать три цели: свобода (никто не может быть принужден к религии или вере); равенство (люди разных вер или основополагающих убеждений должны быть равны); братство (все духовные традиции должны быть услышаны и вовлечены в продолжающийся процесс определения того, чем является общество). Кроме того, светскость должна предполагать стремление к тому, чтобы поддерживать гармонию и взаимное уважение между адептами различных религий и мировоззрений. Автор критически оценивает склонность многих теоретиков светскости сводить последнюю исключительно к вопросу об отделении государства от религиозных объединений.

Ключевые слова
демократия, лаицизм, постсекулярное общество, публичное пространство, светскость, Ролз, Хабермас.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Чарльз Тейлор


Переосмысление мотива смерти в произведениях жанра киберпанк: религиозные тропы
Леонид Мойжес
Аннотация

Тема статьи — религиозная составляющая понимания смерти в рамках научно-фантастического жанра .киберпанк.. Авторы этого направления, появившегося в 1980‑е годы в США, стремились переосмыслить устоявшиеся к тому времени каноны жанра фантастики, отражавшие, в свою очередь, определенный культурный код. В предшествующие периоды массовое искусство в целом сохраняло христианскую традицию восприятия смерти как шанса на воскресение и вечную жизнь. В отличие от этого, киберпанк под влиянием, с одной стороны, восточных учений, а с другой — кризиса христианских идеалов в самом западном обществе предложил альтернативное понимание смерти как .освобождения., как бегства из априори несовершенного мира.

Ключевые слова
киберпанк, понимание смерти, христианство, гностицизм, буддизм, массовая культура.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Леонид Мойжес


Об антиориенталистской социологии ислама Брайана Тёрнера
Софья Рагозина
Аннотация

Статья посвящена подробному анализу творчества Брайана Стенли Тёрнера, всемирно известного специалиста по исламу, автора оригинальной теории в рамках социологии ислама. Принципиальным моментом большинства его статей является рассмотрение феномена ориентализма, его истории и современности, а также его последовательная критика. Начиная с критики социологии М. Вебера, заложившей, по мнению Б. Тёрнера, основы современной неверной парадигмы изучения ислама, он методично выявляет не только явные, но и скрытые формы ориентализма, демонстрируя в своих исследованиях возможность его избегать. В статье рассмотрены элементы теории Б. Тёрнера, продемонстрированы ее сильные стороны, а также предложена ее критика.

Ключевые слова
исламоведение, ориентализм, социология ислама, ислам, критика ориентализма.

Раздел: VARIA

Страницы: -

Софья Рагозина


Два модуса жизни в «науке о душе» XVII века
Галина Вдовина
Аннотация

Статья посвящена переформатированию аристотелевской науки о душе в начале XVII века. Трансформации в первую очередь подвергается базовое понятие жизни, которое отныне призвано выражать существенные черты не только тварной, но и божественной жизни. Ориентация на требования теологии побудила схоластических философов раннего Нового времени постулировать два разных модуса жизни: жизнь физическую и интенциональную, — что позволило охватить в одном унивокальном или дизъюнктивном понятии все живое, от растения до Бога.

Ключевые слова
наука о живом, схоластика XVII в., физическая и интенциональная жизнь.

Раздел: Academia

Страницы: -

Галина Вдовина


Moreman, Ch. (ed.) (2013) The Spiritualist Movement: Speaking with the Dead in America and Around the World. Vol. 1 – 3. Westport: Praeger. — 805 p.
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Aitamurto, K. and Simpson, S. (2013) Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe. Acumen. — 352 p.
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -

Россия: изменяющийся образ времени сквозь призму языка. Репрезентация концепта времени в русском языке в сопоставлении с английским и немецким языками. Отв. редактор В. И. Заботкина. Москва: Рукописные памятники древней Руси, 2012. — 472 с.
Аннотация

-

Раздел: Рецензии

Страницы: -